Анализ романа "Конец Радуг" с точки зрения Сингулярности

Высокохудожественные и высокотехничные тексты по различным аспектам игры: предыстория, описание технологий и так далее

Модератор: Gorlum

Ответить
Gorlum
Император Вселенной
Сообщения: 7509
Зарегистрирован: 13 июн 2009, 15:06
Контактная информация:

Анализ романа "Конец Радуг" с точки зрения Сингулярности

Сообщение Gorlum » 04 май 2012, 20:39

Ссылка: Семецкий Ю.М. Конец радужных иллюзий - анализ романа Н. Стивенсона 'Конец Радуг'. "Если бы..." - Ежемесячный всесистемный журнал фантастики, 2202, 2538(6) 93.7%-2539(7), 92.2%.
От редакции: Мы с прискорбием сообщаем о безвременной кончине патриарха фантастической критики и нашего постоянного корреспондента Юрия Михайловича Семецкого. Патриарх успел отметить 240-летний юбилей. До последних минут жизни он сохранял здравость ума и трезвость рассудка, оставаясь преданным почитателем жанра фантастики. Однако сбой в БАС привел к отказу поддержки жизнеобеспечения Юрия Михайловича. Он умер во сне и смерть его была легкой.
Следущий номер будет полностью посвящен этому светилу на небе фантастической критики, а пока представляем вам первую часть черновика его статьи о последнем нашумевшем романе Вернора Винджа.

Семецкий Юрий Михайлович. Конец радужных иллюзий - анализ романа Н. Стивенсона 'Конец Радуг'
Ссылка: Стивенсон Н. "Конец Радуг". Марс: "Современная фантастика", 2202 год.

Большое Откровение 2198 года оставило неизгладимый след на облике Человечества. Само событие было уже неоднократно описано - начиная с чисто научных описаний в терминах искпрога и заканчивая анимиксами для детей на Первом Системном. Были использованы различные жанры: детектив, приключение, плутовской роман и другие - включая даже женский роман, благо история становления семьи Сюнь-Гу дает широкое поле для спекуляций. Естественно, большую часть составили произведения в жанре фантастики: утопия, дистопия, фэнтези, хоррор, альтренативная реальность и так далее. Неудивительно, что фантаст "Нил Стивенсон" так же решил обратиться к этой теме.

"Нил Стивенсон" - это псевдоним известного автора Вернора Винджа (см. дискуссию на нашем форуме и выложенные ключи "Стивенсона"). Многочисленные исследования позволяют с достаточной степенью утверждать, что в свою очередь "В.Виндж" - это псевдоним уровня аттестата группы писателей, разбросанных по всей Системе. Анализ текстов позволяет предположить, что в группу входят минимум два историка (специалист по Новому Времени и специалист по XIX-XXI веку), один Артифекс высокого уровня (об этом говорит точность и четкость описания работы инженеров-проектировщиков, а более того - инсайдерские детали работы "внутренней кухни" корпорации "Наносборщики Инк", выведенной под именем "Новоатлантического Союза" в одном из романов) и автор синтаксического стилизатора - как минимум один искпрог или даже целая фила искпрогов. Впрочем, не будем сейчас об этом (желающие узнать подробности могут обратиться к моей статье "Вернор Виндж - человек или параход?" в номере 2532).

Творчество Вернора Винджа является слегка эклектичным (что, в свою очередь, подтвеждает наличие группы авторов, скрывающихся за этим псевднимом). Однако прослеживается определенная эволюция - от практически чистой НФ с элементами социологической критики ("Глубина в небе", см. мой анализ в номере 2407), через остросоциальную фантастику ("Пламя над бездной" - любой читатель легко узнает в Стальных Когтях венерианских радикалов, в Резчице - Венерианскую Партию Мира, а в пришельцах с Верхнего Края - Лунную экспедицию миротворческих сил Земного Доминиона. А пугающие откровения о Переходе дали название всему явлению) к альтернативной истории ("Барочный цикл", "Криптономикон" и "Алмазный век"). Однако даже я затрудняюсь квалифицировать последний роман Винджа. Является ли это произведение фантастикой? Конечно! Технология ТДМВ - явный вымысел. При чем он является сюжетообразующим - что не дает отнести произведение к псевдофантастике (там, где фантастический фон - всего лишь антураж). А вот дальнейшая квалификация представляет определенную сложность. Является ли это произведение альтернативной историей? С одной стороны - безусловно! Большая часть событий происходила на самом деле, многие упомянутые личности существовали в реальности. С другой стороны...

Известнейший писатель конца XX-начала XXI века Роберт Гу действительно был излечен от болезни Альцгеймера. Он действительно был женат на Лене Ллевелин. Роберт на самом деле принимал участие в защите библиотеки УСД.

Искпрог Са Сунь (переименованная зачем-то в Су Сянь - возможно, издержки перевода ради "благозвучности") действительно являлась архитектором БАС. Су Сянь (будем называть так из соображеней благозвучности) была близкой подругой психолога Лены Ллевелин. У Лены Ллевелин действительно был "трудноизлечимый остеопороз версии 12".

Однако. Роберт Гу и Су Сянь трудились с разницей более века! Объединяет их только имя Лизы Ллевелин. Она была женой Роберта. А её правнучка - известный психолог - работала вместе с Су Сянь над архитектурой того, что в дальнейшие годы назвали БАС. Во времена Роберта было известно только слабое подобие - Доверенная Модульная Платформа (или TPM - сокращение от староанглийскогоTrusted Platform Module). За разработку архитектуры БАС в 2179 С.Сянь и Л.Ллевелин (посмертно) были удостоены Нобелевской премии в области псевдоинтеллекта.

Можно сказать, что на наших глазах появляется новый поджанр фантастики! В.Виндж создал произведение, которое можно отнести к "криптоальтернативной метаистории". Я утверждаю, что это - совершенно новое направление в фантастике! Иллюстрацие данного тезиса служит огромное количество фанфиков по миру КР, текстов-подражаний и оригинальных произведений. Перечислять их здесь - напрасная трата времени Читателя. Упомяну лишь самые... э... яркие на мой взгляд примеры.

В произведении А. Громова "Год мягкой посадки леммингов за тысяча и один день: Завтра наступит послезавтра - запруда из кристаллического песка" автор объединил несколько своих вселенных. Он, фактически, заложил под-поджанр "автокриптоальтернативной метаистории". Собственно, только этим данное произведение и достойно. Если у вас есть подписка на канал А.Громова и вы внимательно следите за его творчеством, сюжет романа не станет для вас неожиданностью: агент Службы Безопасности Системы с дефектом мозга (обладающий из-за этой дефективности определенными навыками, которые пригодятся в последней трети сюжета) расследует странные и вроде бы никак не связанные события, происходящие по всей Системе. К концу первой половины романа, мозаика складывается - Системе угрожает Опасность. В данном случае в качестве Опасности выступает превращение Солнца в СверхНовую звезду. ГГ путешествует на марсианскую базу, откуда готовится к полету на Титан - якобы там удастся найти причину происходящего. Живописно описываются сложности подготовки ГГ к полету. Однако ВНЕЗАПНО за пару дней до отлета ГГ снится сон: будто бы база на Титане захвачена пришельцами из иных измерений, а персонал базы превращен в кого-то типа зомби. Следует небольшой боевой эпизод, после чего ГГ просыпается и выясняется, что лететь никуда не надо: приходят новые сведения, которые ОБЪЯСНЯЮТ. Поскольку автор является астрономом-любителем, дается вполне правдоподобная причина происходящего: из-за безответственных опытов марсианских ученых по телепортации меняется метрика пространства Системы. Герой находит выход по известной диллеме - "Стоит ли слеза ребенка счастья мира?": либо ему прийдется пожертвовать Меркурием и Венерой, либо спасти Меркурий и Венеру (и всего лишь острочить гибель всего Человечества - это нам становится известно из эпилога). Последнюю треть романа ГГ убегает от своих бывших сослуживцев, решая диллему. В почти все умирают, а остальные умрут чуть попозже.

В произведении псевдоискина Ллукьянена описывается пересечение Монголии времен Чингизхана и нашего настоящего. Вождь одного из племен питает трогательную привязанность к мальчику-"магу" в очках и шарфе. В итоге они вместе спасают тамошний аналог Киевской Руси от Золотой Орды, зверски убивая всех, встающих на их пути, и терзаясь душевными муками.

Продолжает монгольскую тему произведение Фоменко-Носова "Незнайка в Золотой Орде". В ходе него мы выясняем, что Чингизхан - это Знайка, доктор Пилюлькин - это Лукьяненко, Петр I - это Знайка, Ельцин - это Авоська, Винтик и Шпунтик - это Энштейн и Нильс Бор, Спрутс - это Леман и Бразерс, Кнопочка - это Екатерина Вторая, а Цветочный Город - это Москва, а коротышки - это монголы. Собственно, теперь эту книгу можно и не читать. Примечательна порождением под-поджанра "сказочная криптомировая метаистория". В том же жанре работают такие корифеи как Дж. Перумов-Толкиен и Ю.Никитин (перед подпиской на его канал отключите спам-фильтр - стандартный спам-фильтры по критериям объема и повторяемости относят его произведения к спаму).

Есть еще множество других менее ярких, но более осмысленных произведений в данном поджанре. Для полного списка смотрите наш рубрикатор. Но вернемся к КР.

Итак, теперь когда мы разобрались с жанровой преднадлежностью, перейдем к анализу текста - не забывая, что он является основоположником жанра.

Автор очень подробно и исторично описал быт Земли начала XXI века, вплетя в историческую ткань реальных событий того времени, как события из будущего так и придуманные им события. Неопытному читателю зачастую очень сложно отделить одно от другого и от третьего. Одной из целей этой статьи является отделение вымысла от правды, и, в свою очередь, отделение реальных событий от анахронизмов.

Для этого нам нужно определится, какую эпоху описывает автор. Можно было бы поиграть в литературно-историческую игру - "Угадайте, о каком времени данное произведение?", но найти ответ на данный вопрос не представляет никакой сложности. Буквально в прологе появляется временная привязка: действие романа происходит после 2017 года (упоминается Чума Востока и псевдомимивирусы). Учитывая, что буквально в том же предложении упоминается, что "В ЦЗБ оставались еще грамотные люди...", можно заключить, что действие происходит до 2033 года, когда ЦЗБ был вынесен Вотум Недоверия в связи с огромными жертвами от Кристаллической Чумы.

Кстати, взлом сети Интел многие связывают именно с этим событием. После роспуска ЦЗБ образовался огромный пул свободных аналитиков и экспертов - в том числе и по сетевым технологиям. Так же в распоряжении этой организации находилось несколько сборочных компьютеров - судьба части из них до сих пор неизвестна. Именно такой тип вычислительной техники использовал хакер с ником "Белый Кролик" (об этом - ниже) для взлома. Причина роспуска ЦЗБ официально обозначена как "Неадекватность реакции на распространение Кристаллической Чумы", а девизом террористической ячейки К-ДВ!, взявшей ответственность за эту эпидемию, совпадал с её полным названием: "Кристаллы - Для Всех!". Сейчас принято считать, что организация К-ДВ! являлась маской для объединения социалистически настроенных сотрудников ЦЗБ (включая заметную часть высшего командного состава, без которых такое объединение было бы невозможно). Прямых улик не было и уже, скорее всего, не будет, однако я склонен согласиться с данной версией "по совокупности" - уж больно велик корпус косвенных улик! Судите сами:
1. Псевдомимивирус, вызвавший КЧ, проходил все известные фильтры ЦЗБ и даже не вызвал срабатываний "красного флага" в форум-группах хоббистов (в противовес описанному в прологе гипотетического ПМВ "Вируса Нуги", который ЦЗБ в реальности КР тоже прошляпило, но хоббисты вывесили "красный флаг"). Отмечу: это означало, что организм не давал имунного ответа на ПМВ КЧ.
2. ПМВ КЧ поражал в основном жителей Северной Америки. Отмечу: появление штамма вируса, направленного на жителей определенного континента - это высший пилотаж! Как уже известно, вирус имел многофакторную привязку к конкретному - и весьма обширному! - географическому региону. Он одинаково хорошо заражал как жителей Аляски, так и жителей Кубы. Это был ПЕРВЫЙ известный вирус с географической изберательностью.
3. Вирус имел несколько фаз: инкубационный контагиозный (при отсутствии внешних признаков поражения вирус был максимально заразен - были перекрыты почти все пути заражения кроме воздушно-капельного и внутриутробного), инкубационный неконтагиозный (после распространения всеми возможными путями вирус определял носителя и в зависимости от текущих условий либо ПОЛНОСТЬЮ деактивировался, либо переходил в следующую стадию), продромальный контагиозный (вирус ОПЯТЬ становился максимально заразен - теперь включая и возушно-капельный путь распространения. Симптомы - легкое чихание без каких-либо сопутствующих эффектов), стадию нарастания болезни (предельная контагиозность, резко выраженные симтомы, сходные с простудой: насморк, кашель, головная боль, высокая температура. Титры антител дают картину, сходную с одним из гриппов - при чем в зависимости от особенностей организма выделялись имунные ответы аналогичные РАЗНЫМ штаммам вируса гриппа), стадию расцвета болезни (вирус в очередной раз становится неконтагиозным, больной впадает в кому) и, наконец, фаза реконвалесценции (вирус становится пассивным и уничтожается имунной системой организма). Отмечу: до этого не было известно ни одного вируса, меняющего контагиозность в сторону уменьшеня либо становящегося пассивным со временем.
4. Вирус КЧ не имел ничего общего ни с одним штаммом Чумы Востока, кроме очень общего принципа действия. Отмечу: до этого все штамы псевдомимивирусов являлись в том или ином виде вариантами Чумы Востока.
5. Вирус "умел" следить за обстановкой и менять фазность в пределах первых четырех фаз. Это означает что, например, если человек, с КЧ на третьей стадии оказывался в обществе людей с КЧ на первой стадии - то вирус в крови первого больного возвращался на первую стадию. И наоборот. Этим фактом позже объяснили внешне ничем не спровоцированные вспышки КЧ на других континентах. Отмечу - опять же, первый вирус подобного рода в мире.
6. Из предыдущих пунктов очевидно, что КЧ имел запредельную сложность. Он явно был сконструирован искуственно и синтезирован в лабораториях. Отмечу: очень маловероятно, что такой вирус мог бы быть рассчитан даже на мощнейших кремниевых компьютерах. Такая сложность на тот момент была под силам только кристаллическим или сборочным компьютерам. Сомнительно, что без поддержки крупной государственной (или общепланетной) службы было возможно произвести такой расчет.
7. ЦЗБ предельно оттягивал смену уровня опасности - впрочем, всегда оставаясь в рамках назначенного срока. Например, после проявления третьей фазы заболевания ЦЗБ тянул с "желтым флагом" три дня. После проявления четвертой фазы ЦЗБ выставил "желтый статус" и дал оповещение "мультиштаммная эпидемия гриппа". На пятом этапе ЦЗБ лишь через два дня выкинул "оранжевый флаг" - "мультиштаммная пандемия гриппа" и еще через три дня - "красный флаг" - "пандемия неизвестной болезни". И даже после этого ЦЗБ тянул с квалификацией пандемии как "неизвестный штамм ПМВ" - гася флаги отдельных групп хоббистов по причине несоответствия известным шаблонам ПМВ. Лишь когда пошли первые коматозные больные, ЦЗБ включился на полную мощность. Отмечу: в случае Чумы Востока, ЦЗБ выставил "красный флаг" - "неизвестный вирус" уже на второй день.
8. Структура фаз вируса была аккуратно подстроена под сроки реакции ЦЗБ.
9. В начале четвертой фазы К-ДВ! выпустила свой манифест, призывающий правительство Штатов открыть секрет технологии получения кристаллов и обещая в противном случае дальнейшую эскалацию вируса - через кому к смери. Отмечу - этот манифест ЦЗБ целых пять дней не принимал, как существенный, пока больше половины групп хоббистов не выкинули красные флаги, а количество впавших в кому не достигла трехзначного числа.
10. Вакцина от ПМВ КЧ так и не была найдена за время эпидемии! Лишь постфактум её синтезировали после окончания пандемии.
Итог всем известен. Госпитали оказались не готовы принять десятки миллионов коматозников. Пока срочно развертывали армейские структуры, спешно возводили госпитальные полевые лагеря, перенастраивали промышленность всего мира на системы поддержания коматозников - миллионы людей умерли без надлежащего ухода. ОША так и не открыли секрет кристаллов. ЦЗБ был расформирован в основном под давлением правительства ОША (на которые, в свою очередь, оказал давление департамент Интел). Манифест К-ДВ! был единственным выступлением этой террористической организации. Сама К-ДВ! так никогда и не была раскрыта. А на следующий год "Белый Кролик", используя сеть из сборочных компьютеров, взломал сеть из кремниевых компьютеров Интел подбором ключей корневых сертификатов департамента науки ОША.

Впрочем, мы отвлеклись. Можно было бы еще долго водить неискушенного читателя кругами. Например, вспомнить упоминание "лучшего внешнего фильма по Терри Прачетту" - метафильма "Дискворлд" от 2019 года - и соответственно подняв нижнюю границу . Внимательно исследовать упомянутые медицинские технологии - и опустить нижнюю границу до 2028 года... И так далее, и тому подобное. Однако нужный ответ находится практически сразу любым, знающим Новую Историю. Вернемся к началу текста, а именно к первой главе. Цитата: "Современные системы безопасности почти всегда эффективны. Уже пять лет как не погиб ни один большой город." Во временном диапазоне с 2017 по 2033 год погиб только один "большой город". Это был город Чикаго, полностью уничтоженный термоядерным взрывом в результате теракта 2020 года. Таким образом, действие романа идеально локализуется на временной шкале в 2025 году.

(Окончание статьи см. в следующем номере)
ВНИМАНИЕ! Администрация в личную переписку не вступает, рукописи не возвращает и не рецензирует!
* Если у меня слишком хорошее настроение - я хожу почитать чат *

mil1
Ефрейтор
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 15:25

Re: Анализ романа "Конец Радуг" с точки зрения Сингулярности

Сообщение mil1 » 06 май 2012, 21:38

Никому не охота обсуждать этот бред....

Аватара пользователя
Ivash
Император Вселенной
Сообщения: 2688
Зарегистрирован: 13 сен 2009, 08:53
Откуда: Харьков

Re: Анализ романа "Конец Радуг" с точки зрения Сингулярности

Сообщение Ivash » 06 май 2012, 22:27

это интересно наверно тока Гору))))
Изображение
"Всё, что имеет начало, имеет и конец."

Gorlum
Император Вселенной
Сообщения: 7509
Зарегистрирован: 13 июн 2009, 15:06
Контактная информация:

Re: Анализ романа "Конец Радуг" с точки зрения Сингулярности

Сообщение Gorlum » 06 май 2012, 22:36

Это требует как минимум прочесть В. Винджа "Конец радуг", что бы понимать - о чем все это вообще.
ВНИМАНИЕ! Администрация в личную переписку не вступает, рукописи не возвращает и не рецензирует!
* Если у меня слишком хорошее настроение - я хожу почитать чат *

killer
Майор разведки
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 03 янв 2011, 22:22
Откуда: Херсон

Re: Анализ романа "Конец Радуг" с точки зрения Сингулярности

Сообщение killer » 08 май 2012, 15:25

оффтоп
Gorlum писал(а):Это требует как минимум прочесть В. Винджа "Конец радуг", что бы понимать - о чем все это вообще.
это свидетельствует о уровне культуры... :D (хотя я,честно говоря,ни чуть не лучше:))
не посчитайте за набивку постов :D
Иногда пишу полезное,иногда-бред :(

Gorlum
Император Вселенной
Сообщения: 7509
Зарегистрирован: 13 июн 2009, 15:06
Контактная информация:

Re: Анализ романа "Конец Радуг" с точки зрения Сингулярности

Сообщение Gorlum » 08 май 2012, 19:18

Ivash писал(а):это интересно наверно тока Гору))))
В части высказывания ты не ошибся - мне это действительно интересно.
ВНИМАНИЕ! Администрация в личную переписку не вступает, рукописи не возвращает и не рецензирует!
* Если у меня слишком хорошее настроение - я хожу почитать чат *

websasha
Спонсор
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 09 ноя 2011, 06:10
Откуда: Украина г.Ровно
Контактная информация:

Re: Анализ романа "Конец Радуг" с точки зрения Сингулярности

Сообщение websasha » 09 май 2012, 01:04

Да ладно, мне тоже.
Я просто не в силе дать пока ответ, но потом тоже поделюсь информацией.
Пока работаю над её составлением, и разбивкой на группы (категории).

Gorlum
Император Вселенной
Сообщения: 7509
Зарегистрирован: 13 июн 2009, 15:06
Контактная информация:

Re: Анализ романа "Конец Радуг" с точки зрения Сингулярности

Сообщение Gorlum » 09 май 2012, 01:34

websasha писал(а):Да ладно, мне тоже.
Я просто не в силе дать пока ответ, но потом тоже поделюсь информацией.
Пока работаю над её составлением, и разбивкой на группы (категории).
Ты ВИнджа все-таки почитай. И "Алмазный век" Нила Стивенсона - тоже. Тогда будешь готов сразу к обсуждению продолжения. Ну и, естественно, все тексты собственно по СН за моим авторством.
ВНИМАНИЕ! Администрация в личную переписку не вступает, рукописи не возвращает и не рецензирует!
* Если у меня слишком хорошее настроение - я хожу почитать чат *

Ответить

Вернуться в «Уголок графомана»